ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 21.10.2010 № 507

 

О действиях Правительства Самарской области по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,

на период 2011–2015 годов

 

         В целях реализации на территории Самарской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

        1. Утвердить прилагаемую Концепцию реализации в Самарской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» до 2015 года.

        2. Утвердить прилагаемый План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образователь­ной инициативы «Наша новая школа», в Самарской области на период 2011–2015 годов (далее – План).

       3. Установить, что финансирование мероприятий, предусмотренных Планом, осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансиро­ва­ние текущей деятельности соответствующих исполнителей мероприятий Плана.

        4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство образования и науки Самарской области (Овчинникова).

        5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

        6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.

           Губернатор –

председатель Правительства

       Самарской области                                                                  В.В.Артяков

        Ерёмин 3321127

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Самарской области

 

от _____________№ _________

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

реализации в Самарской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» до 2015 года

 

      Основная идея национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» состоит в формировании инициативной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, обладающей умением выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. Решение такой важной задачи будет способствовать инновационному развитию России и осуществлению планов по дальнейшей модернизации всех сфер жизнедеятельности общества, что позволит нашей стране стать конкурентным государством в мире XXI века и обеспечить достойную жизнь всем гражданам.

      Осуществление этих планов требует комплексного подхода к их реализации. Именно такой принцип заложен в национальной образовательной инициативе в виде шести её основных направлений, способных обеспечить качественное обновление образовательной среды в системе общего образования, а именно: 

       переход на новые образовательные стандарты;

      развитие системы поддержки талантливых детей;

      совершенствование учительского корпуса;

      изменение школьной инфраструктуры;

      сохранение и укрепление здоровья школьников;

      расширение самостоятельности школ.

      В Самарской области процессы модернизации и инновационного развития, включающие изменение содержания образования, оптимизацию сети образовательных учреждений, изменение принципов управления и финансирования, перестройку системы профессионального образования всех уровней под обеспечение потребностей экономики региона высококвалифицированными кадрами, активно идут с конца 90-х годов                XX века. Особенно показательно это по направлению, связанному с приданием самостоятельности образовательным учреждениям, где Самарская область стала безусловным лидером.

      Помимо этого обеспечивалось изменение содержания образования, происходило развитие сети образовательных учреждений, совершенствовались принципы управления и финансирования.

      Самарская область подошла к началу реализации стратегии «Наша новая школа» в числе лидеров, поскольку имеет реальные эффекты от реализации на своей территории приоритетного национального проекта «Образование» (далее – ПНПО), комплексного проекта модернизации системы образования, инновационного образовательного проекта «Достойные граждане великой страны» и других проектов и программ.

 

Основные направления развития общего образования

1. Переход на новые образовательные стандарты

        Самарская область являлась участником эксперимента по введению единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) на протяжении 8 лет начиная с 2001 года (с 2009 года ЕГЭ проводится в штатном режиме). С 2003 года на территории области реализуется организационная модель государственной (итоговой) аттестации, предлагающая выпускникам для сдачи ЕГЭ максимально возможный перечень общеобразовательных предметов, что позволяет им совместить государственную (итоговую) аттестацию и вступительные испытания в вузы и ссузы.

        В 2010 году средний балл по результатам ЕГЭ выпускников                                                 11 классов общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования по всем выбранным предметам, превышал средний балл по Российской Федерации. Немаловажен тот факт, что такие высокие результаты самарские школьники показывают третий год подряд. 

        Доля учащихся, не преодолевших в рамках итоговой аттестации в форме ЕГЭ минимальную границу, существенно ниже, чем в среднем по России. В 2010 году более чем в 2 раза по сравнению с 2009 годом выросло количество учащихся, получивших 100-балльные результаты по итогам ЕГЭ. Проверка Рособрнадзора подтвердила все высшие результаты самарских школьников.

     С 2007 года на территории Самарской области реализовывается региональная схема организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по двум предметам: русскому языку и алгебре – с использованием заданий стандартизированной формы. В 2010 году перечень предметов, предлагаемых для сдачи, существенно расширен. 

С 2009 года в регионе реализуется эксперимент по организации профильного обучения учащихся старшего школьного возраста, что создаёт для них возможность реализации выбора индивидуальной образовательной траектории.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.12.2007                       № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» и планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010                          № 1507-р, с 2011 года все общеобразовательные учреждения Российской Федерации переходят на федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего образования, с 2015 года – на ФГОС основного общего образования.

Переход на новые образовательные стандарты ставит перед системой образования региона следующие тактические задачи:

поэтапное введение ФГОС общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Самарской области;

развитие региональной системы оценки качества образования                            (далее – РСОКО).

В области реализуются меры, направленные на поэтапное введение ФГОС общего образования во всех общеобразовательных учреждениях региона: осуществляются организационно-технические мероприятия, разрабатывается норматив бюджетного финансирования расходов на реализацию основных образовательных программ начального общего образования в соответствии с ФГОС, обеспечивается разработка общеобразовательными учреждениями образовательных программ начального общего образования в соответствии с ФГОС с последующей экспертизой.

В 2010 году в регионе начался эксперимент по введению ФГОС начального общего образования. С 2011 года ФГОС начального общего образования вводится во всех общеобразовательных учреждениях региона.

С 2014 года в режиме эксперимента планируется введение ФГОС основного общего образования. С 2015 года во всех общеобразовательных учреждениях Самарской области будут введены ФГОС основного общего образования.

Одновременно будет осуществляться повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации ФГОС общего образования.

Эффективность введения образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях региона позволит оценить мониторинг освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.

Для решения тактической задачи развития РСОКО будет разработана её новая модель, учитывающая внеучебные достижения каждого обучающегося в общеобразовательных учреждениях региона, оценивающая эффективность работы общеобразовательных учреждений по социализации личности, и обеспечен комплексный электронный мониторинг качества образования.

К процедурам оценки качества общего образования планируется привлекать потребителей, представителей общественных институтов, объединений педагогов; формировать механизмы общественной аккредитации образовательных учреждений.

По результатам реализации мероприятий по переходу на новые образовательные стандарты к 2015 году:

численность школьников, обучающихся по ФГОС, составит: на ступени начального общего образования – 100 %, на ступени основного общего образования – не менее 20 %;

доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с федеральным государственным стандартом, составит не менее  20 %;

доля педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, составит не менее 80 %;

охват ступеней общего образования, на которых реализуются возможности независимой оценки качества образования, составит не менее 66 %;

доля общеобразовательных учреждений, прошедших  процедуру общественной аккредитации, составит не  менее 75 %.

 

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

Молодые люди Самарской области достойно представляют губернию на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного уровня.

Ежегодно на территории области самым талантливым и одарённым из них вручаются федеральные, региональные и муниципальные премии и гранты. Так, за 2006 – 2009 годы в рамках ПНПО премии удостоено                          471 самарских юношей и девушек, их количество ежегодно растёт:                             с 99 человек в 2006 году до 122 – в 2009. 

Выстраивая систему поиска и поддержки талантливых детей, формируя творческую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений ребят, планируется:

организация конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований) межрегионального, регионального и муниципального уровней в различных сферах деятельности (предметно-научной, культуры, спорта, искусства, технического творчества и др.);

организация мастер-классов ведущих деятелей искусств Самарской области и Российской Федерации для одарённой молодёжи;

информационно-презентационная поддержка сфер деятельности, направленных на работу с молодыми дарованиям в сфере культуры.

Система олимпиад и конкурсов школьников, различного рода ученических конференций и семинаров существенно расширится. Одновременно будут отработаны механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся.

Развитие системы поддержки талантливых детей в каждом муниципалитете и регионе в целом потребует разработки и введения норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.

По результатам реализации мероприятий по развитию системы поддержки талантливых детей к 2015 году предполагается достижение следующих основных показателей:

доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, занимающихся в очно-заочных и заочных (дистанционных) школах, составит не менее 15 %;

доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования (не менее 3 доступных предложений из разных сфер деятельности), составит не менее 80 %.

 

3. Совершенствование учительского корпуса

С 2006 года Самарская область перешла на отраслевую систему оплаты труда, в рамках которой созданы условия, позволяющие материально стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы. В 2009 году средняя заработная плата в отрасли «Образование» в ряде муниципалитетов региона существенно превысила среднюю заработную плату в сфере экономики. Этот фактор оказал значительное влияние на сокращение числа вакансий в образовательных учреждениях региона, позволил привлечь в отрасль молодые кадры.

Кроме того, в целях создания условий для эффективного воспроизводства педагогических кадров, социальной поддержки молодежи и закрепления ее в сфере образования с 2011 года в Самарской области планируется реализация мер социальной поддержки выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям, путем выплаты дополнительной стипендии и единовременного пособия на обустройство.

Инновационный подход в образовании требует подготовленных специалистов, способных осмысленно, творчески подходить к решению такого рода задач, социально-мобильных, ориентированных на созидательные преобразования.

Совершенствованию потенциала самарского учительства, формирующего компетентного, интеллектуально развитого, патриотически настроенного гражданина страны, ориентированного на физическое и духовное самосовершенствование, служит повышение профессиональной квалификации педагогов. Сложившийся в регионе подход к повышению квалификации работников образования на основе именного образовательного чека обеспечивает персонификацию и актуальность повышения квалификации педагогических работников и способствует формированию мотивации непрерывности профессионального роста педагогов.

Региональная модель повышения квалификации работников образования на территории Самарской области отработана. В дальнейшем предстоит её совершенствование в части создания условий для обучения педагогических работников Самарской области в других регионах Российской Федерации.

Реализуя данное направление развития общего образования, предстоит:

развивать персонифицированную модель повышения квалификации;

развивать систему профессиональных конкурсов и последующего патронирования профессионального развития участников и лауреатов конкурсов;

разработать и реализовать механизмы привлечения перспективных выпускников вузов для работы в школах;

обеспечить подготовку и повышение квалификации профессиональных менеджеров образования;

внедрить новую модель аттестации педагогических и управленческих кадров.

Планируется, что к 2015 году:

доля молодых педагогов, имеющих стаж работы в школе до 5 лет, увеличится до 12 %;

доля учителей, прошедших оценку качества работы и ее соответствия современным регламентам (аттестацию) по новым правилам, составит 85 %;

доля педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную категорию, составит 55 %;

доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в которых директор имеет управленческую подготовку, подтвержденную документами о профессиональном образовании (специальность «менеджер») и (или) профессиональной переподготовке, составит 100 %.

 

4. Изменение школьной инфраструктуры

Несомненно, что качество организации образовательного процесса  во многом зависит от степени развития школьной инфраструктуры.

Современная школа должна быть комфортной; учиться в ней должно быть увлекательно и интересно.

Регион приложил значительные усилия, укрепляя материально-техническую базу учебных заведений, создавая комфортные, современные условия для организации образовательного процесса.

За три года с 4 % до 45 % выросла доля школьников, обучающихся в современных условиях.

Однако новые образовательные стандарты потребуют новых подходов к созданию условий реализации образовательных программ, среди них:

создание условий во всех общеобразовательных учреждениях для реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе организация и проведение капитальных ремонтных работ и работ по реконструкции школьных зданий;

развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений;

развитие дистанционного образования, в том числе распространение отработанных в ходе реализации ПНПО моделей организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.

Дистанционное образование, в том числе реализация моделей организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, потребует увеличения скорости выхода в Интернет.

Предстоит серьёзная работа от проведения капитальных ремонтных работ и работ по реконструкции школьных зданий до внедрения современных архитектурных и дизайнерских решений.

Планируется, что к 2015 году:

доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, федеральными государственными стандартами и другими регламентирующими документами), составит не менее 70 %;

доля обучающихся в современных зданиях, обладающих современной технологической инфраструктурой и отвечающих строительным нормам и правилам, пожарным требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, составит не менее 50 %;

доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современными медиатеками и библиотеками, составит не менее 40 %;

доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста составит не менее 75 %.

 

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

Важным условием достижения выпускниками школ серьёзных жизненных целей является здоровье. В этой связи основная задача – пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям.

В Самарской области уделяется большое внимание сохранению и укреплению здоровья школьников. На территории области реализуется эксперимент по организации качественного, сбалансированного горячего питания школьников. Реализуются профилактические программы, призванные пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье. Насыщенные, интересные и увлекательные школьные будни способствуют формированию мотивации на здоровый образ жизни.

Необходимо и дальше осуществлять новые подходы к обеспечению школьной безопасности, организации питания и медицинского обслуживания учеников.

Продолжением этой работы станет:

1) совершенствование деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры, в том числе:

создание условий для внедрения современных инновационных технологий физического воспитания обучающихся;

обеспечение эффективной организации отдыха и оздоровления обучающихся;

апробация паспорта здоровья школьника;

развитие конкурсного движения по направлению сохранения и укрепления здоровья школьников;

2) создание условий для сохранения, укрепления здоровья обучающихся и развития физической культуры, в том числе:

обеспечение условий для занятия физической культурой и спортом;

обеспечение мониторинга здоровья обучающихся;

открытие центров здоровья для детей;

обеспечение условий для работы медицинских работников с современным оснащением медицинских кабинетов в образовательных учреждениях;

3) проведение различных профилактических мероприятий и иммунизации в рамках национального календаря прививок и по эпидемическим показаниям.

Школы как центры досуга станут местом семейного отдыха. В спортивных залах, оборудованных тренажерами и оснащенных современным инвентарем, будут проводиться спортивные занятия и внеурочные мероприятия не только для детей, но и для всей семьи.

Ожидается, что реализация вышеуказанных мероприятий позволит к 2015 году:

увеличить долю учащихся образовательных учреждений, имеющих средний и высокий уровень физической подготовленности;

обеспечить охват обучающихся, которым предоставлена возможность пользоваться современными столовыми, в  том числе получать качественное горячее питание, до 70 %;

увеличить долю обучающихся, которым созданы современные условия для занятий физкультурой, в том числе обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами и спортплощадками, до 50 %;

увеличить долю школьников, обучающихся в зданиях, в которых обеспечено медицинское обслуживание, включая наличие современных медицинских кабинетов, до 40 %.

 

6. Расширение самостоятельности школ

Все общеобразовательные школы Самарской области самостоятельны не только в составлении индивидуальных образовательных программ, но и в расходовании финансовых средств.

С 1998 года финансирование образовательных учреждений Самарской области производится по нормативам бюджетного финансирования для образовательных учреждений, определяемым в соответствии с методиками расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования.

Средства, выделяемые по нормативу, доводятся непосредственно до каждого образовательного учреждения в полном объёме.

Введение нормативного подушевого финансирования позволило создать прозрачную схему определения объемов финансирования и обеспечить гарантированный уровень финансового обеспечения образовательного процесса.

Во всех образовательных учреждениях региона введена отраслевая система оплаты труда, ориентированная на результат.

          Все общеобразовательные учреждения Самарской области ежегодно представляют общественности публичный отчет, обеспечивающий открытость и прозрачность образовательной и хозяйственной деятельности.

          Всем негосударственным общеобразовательным учреждениям, имеющим государственную аккредитацию по основным общеобразовательным программам, обеспечен доступ к бюджетному финансированию по нормативу.

Дальнейшее расширение экономической самостоятельности и открытости деятельности образовательных учреждений будет основываться  на нормах Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», регулирующего правовой статус учреждений, а также на принципах:

обеспечения соблюдения принципа государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений, в том числе при разработке и реализации основной образовательной программы общего образования;

создания условий для минимизации отчетности при одновременном повышении ответственности посредством внедрения электронного школьного документооборота, развития системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности образовательных учреждений.

Планируется, что к 2015 году доля общеобразовательных учреждений, ставших:

бюджетными учреждениями, составит не менее 50 %;

автономными учреждениями, составит не менее 2 %.

Деятельность по реализации настоящей Концепции будет осуществляться в рамках федеральных и региональных образовательных проектов и программ.

 

 


вернуться на главную >>>
Hosted by uCoz